Тайная духовная смерть ребенка

e5a3e42f6354cb427496ada9050dfb02Утро. Клиент на сессии, в ответ на мой вопрос после долгой паузы:
Я не знаю, что я хочу, не понимаю.

Поздний вечер. Длинный холл огромного торгового центра. За молодой женщиной тащится уставший 4-х летний малыш. Ноги у него заплетаются. Ноет: «Мама, я устал, пойдем домой…», ноет, но уже как-то вяло, вероятно, уже не надеясь, что его услышат. Мама, освобождаясь от фирменных пакетов из дорогих женских бутиков, вдруг полицейским разворотом за руку резко ставит сына напротив себя и зло кричит ему в лицо:
— Никого не интересует, что ты хочешь! Мало ли, что ты хочешь! Я уже устала от тебя!

Наверное, и ей в детстве так же в лицо кричали о том, что ее чувства и желания не интересны, что они ничего не стоят.

Наверно и ее состояние в детстве никто не хотел учитывать и считаться с ее усталостью или другой неспособностью что-то понять, решить, смочь.
Наверное, и ей, встретившей не раз родительские упреки и раздражение, пришлось учиться помещать свою боль в самый дальний уголок своей души, чтобы ее не замечать и как-то справляться с этой своей жизнью, где тебя не хотят понимать.
Наверное, и ей пришлось долго учиться вслед за болью не замечать и все другие свои чувства, учиться страху перед ними, а вместе с чувствами и перед своими мечтами, желаниями и потребностями.Наверное, она долго училась забывать себя, ту самую настоящую, знающую свою радость и умеющую щедро делиться ей со многими.

Выживала. Вот и передает сейчас эту эстафету по забыванию себя и выживанию в этих условиях, когда тебя не учитывают, не слышат и не понимают. Чему научилась, то и передает сыну.

Чтобы однажды его план по выживанию без чувств достиг своей цели, и он превратился в человека, который как-то утром на сессии скажет:  — Я не знаю, что я хочу, не понимаю.

К сожалению, таких историй в жизни очень много и происходят они давно и повсеместно. Карен Хорни  пишет: « Каким образом человек может потерять себя? Такое незаметное, неосознанное и немыслимое предательство часто начинается в раннем детстве, когда происходит душевная смерть, так как ребенка не принимают таким, каков он есть на самом деле, его не любят и всячески критикуют все его спонтанные проявления.  «О да, они любят его!», но только требуют  или ждут от него, чтобы он стал другим! А значит,  его нельяз, просто  возможно принять. И со временем, сам ребенок и сам начинает верить в это, и в конце концов принимает это, как неоспоримую истину. Он по-настоящему отказался от самого себя. И тут становится не так важно подчиняется  или протестует ребенок, уходит ли в свой мир иди делает что-то другое, — важным становится только его поведение, которое удобно его родителям. И если он даже заметит это, то подумает, что это вполне нормально. И выглядит все это вполне благовидно, так как все это  происходит незаметно, непроизвольно, а порой  и анонимно».

Опубликовано под рубрикой: Без рубрикиКомментариев 0
 

Поделиться ссылкой на эту статью с друзьями