Психическая травма. Сохранять достоинство в страдании

Психическая травма. Сохранять достоинство в страдании

Полный конспект открытой лекции Альфрида Лэнгле:

(прочитана 17 марта 2015 в ВШЭ Москва)

Тему травмы Альфрид рассмотрел с 4 позиций:
1.Человеческая реальность
2.Феноменология травмы
3.Соотношение травмы и достоинства
4.Зачем смысл для преодоления травмы

1. Человеческая реальность
Слово травма происходит древне-греческого τράυμα «рана, повреждение».
Тут я вспомнила курс лекций по общей хирургии, и то определение травмы, которое нам давали (ой!) уже в прошлом веке, что травма -это морфологические функциональные изменение в организме, наступающие в результате воздействия, по своей силе превосходящего сопротивляемость ткани. Что важно при травме может повреждаться не один орган, а наблюдается множественные повреждения — политравма.
Травма может наступать от маленьких событий и от событий большого масштаба. Но всякий раз, когда случается травма, человек на какое-то пусть и непродолжительное время цепенеет. Мы всегда ранены внезапно. И это то сотрясение нашего бытия, когда многое в нашей жизни и в нас самих вдруг ставится под вопрос.
Примеров травм может быть очень много: часто травмы селовек переживает в отношениях с кем-то, это может быть насмешка партнера, несправедливое отношение начальника или коллег на работе, травля, увольнение, злоупотребление властью. Часто травму человек получает в своем детстве в родительской семье, когда мне предпочитают брата или сестру, и человек чувствует недостаточность любви к себе со стороны близких. В семьях бывает не только эмоциональное, но еще и сексуальное насилие. Случая похищений, взятия в заложники – все это тоже травма. Но, на мой взгляд, самая ужасная форма травматизации – это война, когда страдает сразу огромное количество людей.
Но травма может быть связана не только отношениями, это могут быть события самой судьбы –природные катастрофы – цунами, землятресения. Или когда человеку сообщается тяжелый диагноз – рак, или когда с ним случается несчастный случай. Все это может привести в ужас, шок.

В тяжелой для человека травме повреждается наше фундаментальное убеждение относительно устройства мира и того, как идет жизнь, все это начинает шататься. При травме мы говорим – «Я не мог представить себе жизнь такой; не знаю смогу ли я жить дальше в таких условиях?».
Травма приближает нас к фундаментальной структуре экзистенции, как если мы обнажены, беззащиты, переживаем трагедию. Травма человека резко и внезапно сталкивает с многими ограничениями: в силе, средствах, времени, возможностях… и т.д. Это те вещи, которые человек сразу не может понять, и которые, как ему кажется, лишены смысла.
Возникает вопрос: как я могу продолжить жить? Как можно оставаться человеком в этих невозможных условиях?
Когда нас так выводит из строя судьба, когда жизнь причиняет боль, все болит, когда многое в нас и в нашей жизни потрясено до основания. Как оставаться собой и оставаться в контакте с собой?
Важно уметь сохранять чувствование себя и оставаться в отношениях

2. Феноменология травмы и повреждения.
Что такое повреждение и ранение? Что повреждается?
У каждого человека в опыте были физические повреждения: порезы, ссадины ушибы и может быть, переломы…
Повреждение это жестокое разрушение целого. Насильственное разрушение.

Например, при порезе ножом — что происходит? Нож проникает, врывается с определенной интенсивностью, силой и энергией в мою собственную плоть, нарушая мою границу, моя граница это моя кожа. И ножом моя цельная поверхность разрывается, нарушая мою связанность и цельность. Это происходит из- за недостаточной силы моей кожи, которая не может противостоять и нейтрализовать силу ножа, и разрушается. Мы называем силу прорывающуюся через границу и преодолевающую естественнуюе границу — насильственной. В любой боли и повреждении есть элемент насилия, по крайней мере, субъективного насилия, оно не обязательно будет объективным для кого-то другого внешнего!
Повреждающая сила может быть разной, но если я на момент травмы депрессивен и слаб, то мне нужно не так много, я уже слаб. Связь между ножом и кожей относительна. Структура целого значит то, что оно находится связано и вместе:(

2 последствия повреждения:
1. У человека после травмы снижается уровень функционирования.
Например, при переломе мы не можем дальше идти, или продолжать заниматься приготовлением пищи при сильном порезе.
2. При травме происходит потеря собственного!
Например, при порезе теряется кровь, кровь как Собственное!

Три травме всегда приходит боль. Она, как сигнал командиру, центру, мозгу.
Боль всегда приходит первой, и придя, выходит на передний план сознания, беспокоит и поглощает все внимание, мешает человеку продолжать его обычную работу! Требует от нас чего-то.
Боль дает информацию о каком то не благополучии в теле или психике!
У боли может быть разное качество – она может быть тупой или острой, сильной или слабой. И часто она дает чувство жертвы.
Быть жертвой снова значит быть обнаженным. Да, с одной стороны быть обнаженным — это фундаментальная характеристика экзистениции, бытия человеком, но часто человек переживает это и как быть чуждым, одиноким, в опасности. Это концентрированное переживание. Жертва жаждет защиты. И это то, для чего нужна боль. Боль говорит – «Защити себя, займи позицию по отношению к этому, конфронтируй с этой ситуацией. Это срочно, постарайся распознай, что вызывает боль; ты должен понять и увидеть, что происходит для устранения причины боли!».
Если мы это делаем, то получаем способ для предотвращения последующей боли!

Есть параллели между физическим и психологическим уровнями. При травме и боли на психологическом уровне происходит тоже разрушение целостности и нападение на Собственное и снижение функциональности.

Например: Эльза, женщина, которая была ранена на нескольких уровнях. Она испытала отвержение со стороны близких людей. И ей было уже 40 лет, когда она пришла в терапию и половину жизни, то есть 30 лет она страдала от депрессии. Последние 2 года ее депрессия усилилась, и она уже не могла нормально исполнять свои обязанности и быть в семье, особенно ее тяготили праздники. Она чувствовала себя такой слабой, что всю работу в эти дни передавала другим членам семьи. Основным чувством Эльзы было — я ничего не стою!
Она сомневалась в любви своих близких. Эльза была столь чувствительна и подозрительна, что ее расстраивало почти все!!! Когда ее дети-подростки не говорили о том, куда они идут — то и в этом она чувствовала пренебрежение к себе и оставленность. Она спрашивала – «Куда вы идете?». Да, этим вопросом, она лишала их свободы и их Собственного, нарушая их границы, и делала она это с целью отстоять и защитить себя от боли, но защищая себя – она невольно нападала на близких и вынуждала их, ответно защищаться и ,может быть, даже нападать на нее – когда дети не отвечали ей или отвечали грубо, что еще больше усиливало ее сомнения и ее настойчивость в спрашивании лишь увеличивалась! Круг не только замыкался, но напряжение в нем росло! Можно представить, как реагируют подростки!!!
У Эльзы была еще и скрытая тревога, она ее не осознавала, ощущая дискомфорт. Ее тревога была связана с ее основными чувствами: я недостаточно цена для детей, что они не говорят мне куда они идут. Когда тема тревоги была поднята в терапевтической беседе, то ее физическая реакция была тяжелой – у Эльзы появился комок в горле и затруднение дыхания! И даже теперь на сессии, когда условия для нее были безопасными.
В этой тревоге, когда мы ее узнали лучше — она смогла сказать, что когда дети не говорят мне, у меня возникает чувство, что меня не достаточно любят, и тогда к комку в горле добавилось удушье!
Мы работали с этим чувством недостатка ценности: методом ПЭА.
И чувство, которое было связано с этим удушьем, его ей было сложно выдержать! Она описывала это так, словно разрывается душа, как находиться в смирительной рубашке. Ей легче было бы заплакать, но она давно перестала плакать , так как это нервировало мужа, и Эльза привыкла себя сдерживаться, хотя давно хотела кричать о помощи! Но она этого не делала никогда!
Ей не хватает мужества! У нее есть чувство, что у нее нет права закричать о помощи, так как есть убеждение: что если она что-то только делает для себя, то это не важно! А если это не важно для других, то не важно и для меня!
Это очень большое повреждение и боль. И важно на это посмотреть в деталях и конкретно!
Что привело к этому чувству? Откуда происходит это постоянное чувство отсутствия ценности?
Из истории ее жизни – в ее семье было «нормальным» и обычным все отбирать у нее, например, ее сумочку. Она с болью вспомнила, что ее сумочку отдали ее двоюродной сестре, чтобы та на фотографии лучше выглядела!
И это один из сотен примеров. Она всегда наталкивалась на чувство, что она не ценна и ее не любят! В ее реальности ее брат и даже двоюродная сестра были более ценными для ее матери. «Все что от меня шло было плохим. Я всегда была худшей в сравнении с братом!»
Это картина человека, который страдает от обесценивания, отвержения и несправедливости, вот, что привело Эльзу к отчуждению, в котором она потеряла связь с собой. Ее честность была постоянно наказана и за честность с другими и собой она подвергалась нападению!
Она говорила: «Я боролась открыто, то мне за это и попадало. Я это принимала, не смотря на то, что вся деревня про меня плохо говорила, позже я боролась за своего мужа. Мне всегда приходилось тяжело работать и пробивать дорогу своему собственное через оскорбления, обесценивания другими! Я не могла быть такой, как мне хотелось, мне это запрещали и не давали, даже в детстве!»
Только ее отец гордился и ее любил. Его отношение и чувство многое стабилизировало и сбалансировало в ее развитии. Иначе патология Эльзы была бы тяжелее. Отец защитил ее от личностного расстройства.
От остальной семьи она получала критику и отвержение даже за то, что не совершила. Она была полна сомнений. Ей говорили, что ты не такая как все, у тебя нет прав, ты не принадлежишь нам, ты изначально хуже! И ей приходилось доказывать хоть какую то свою ценность, что требовало очень много усилий. И тут она снова почувствовала комок, который был уже больше, он отдавал в плечи , и из-за этого груза борьбы стало больно!
Она говорила, что раньше она могла приходить в ярость, била хлыстом, так как не могла выносить эти условия. А сейчас испытывает только грусть. «А с тех пор, когда в жизни меня изгнал зять, я не могу даже говорить, я пассивна и выбита из колеи…Меня называли проституткой, даже мама поверила и выкинула меня из дома, обозвав меня так же. Никто за меня не заступился, даже будущий муж. На тот момент у него были другие женщины Он меня предал и оболгал. Я была невероятная одинока и оставлена и многие годы я страдала. Это мой мир, в котором я выросла. ….С того времени я знаю, что я плохая. Я дешевка, меня нельзя любить, и я не могу нравится.»
Эта рана характеризует всю ее жизнь на протяжении более чем 30 лет. И сейчас на сессии она может об этом заплакать и открыто заговорить о том, что разочарована и обманута близкими. Мама не поверила, она плакала — что не было хорошей теплой и принимающей мамы. Она начала понимать, почему она начинает всегда изымать себя из жизни.
Но одной ей было тяжело справиться с этим, потому что ее цельность нарушена и разорвана, ее никто не принимал, а в одиночестве травма сразу обострилась!
Такое прояснение себя, взгляд на свои ранения и повреждения в жизни очень важна. Это распознавание, узнавание и оценка этого страдания от подлости, эта тоска в конце ее сделали сильной для того, чтобы в течение года терапии она со могла преодолеть свои страхи и депрессию.
Это пример биографии человека, который столько лет страдал от боли! И хорошо, что ее депрессия стала такой сильной, что она не смогла больше продолжать работу, и ей пришлось конфронтировать с ней, чтобы понять себя!
Боль как сигнал — иди и смотри что не так!

Каждое повреждение вызывает нарушение целостности, но еще часто сопровождается чувством ужаса, в том числе в силу внезапной захваченности врасплох!
У жертвы насилия всегда возникает сомнение в своей ценности!
В то, что вдруг внезапно обрушивается на человека, в том страдании которое он начинает в себе переживать и выдерживать (несчастья, тяжелые диегнозы…), во всём этом, через что мы проходим, мы сначала какое-то время находимся под этим сомневающемся вопросом: почему? я что я сделал не так? заслуживаю ли я этого?
Травма — это удар и потрясение, это всегда то, что мы не брали в расчет, это всегда неожиданно! И поэтому никак не подходит к нашей картине реальности и ситуации, когда происходит внезапное повреждение, нарушение ценного, того что имеет для нас ценность!
Травма нарушает жизнь, ставит под вопрос будущее: как может продолжаться жизнь дальше? Может ли что-то для меня быть ценным в будущем, в том, что произойдет?
И каждое повреждение приносит острое ощущение захваченности, как того что это слишком много, слишком больно, слишком сильно!
И если мы смотрим на то, что захватывает нас и что находится под этой волной, то обнаруживаем, что затрагиваются:
1.Связь с будущим
2.Связь с собой
3.Отношения с жизнью
4. Отношения с миром
Вся структура экзистенции трещит по швам! Все четыре подвергаются нападению травмы, и начинают шататься, но связь с собой и понимание своей ценности ослабляются особенно сильно! И сила человека для того, чтобы он смог справиться с болью временно угасает.
Мы видим что в середине этого находится Эго – Я.
Я — тот который должен распознать причину боли и конфронтировать со страданием, но когда все структуры страдают, то сил нет, я становлюсь пассивным и нуждаюсь в помощи других!

Худший тип травмы в строгом понимании травмы — это «неподготовленная» встреча с глобальной конечностью, со смертью.
Не обязательно, что травмирован я, может быть я вижу другого, с кем обходятся несправедливо, и кто находится близко к смерти, это тоже может вызвать у меня ужас, беспомощность и шок! Это мощное перехлестывающее чувство, как сильная реакция!
Более половины знают это переживание и 10% страдали ПТСР со всеми его симптомами
Когда мы испытывает шок, то у нас:
— исчезает фундаментальное доверие,
— теряет ценность жизнь;
— бытие самим собой пропадает;
— невозможно увидеть смысл в чем то.
Травма действует на самые глубокие слои экзистенции! Все 4ФМ неустойчивы! Особенно базовое доверие!

3. Травма и достоинство.
Что делает травму такой трудно переносимой?
Ее неизбежность, как неустранимость состоявшейся фактичности! Порой ее усиливает недостаток понимания, мы сталкиваемся с реальностью которая имеет настолько большую силу, с которой мы вынуждены жить, в которой мы себя чувствуем мячиком, в который играет судьба. В мире нет структуры, нет порядка, есть только случайность! В После травмы у человека яркое пререживание, что в мире царит разрушительное самопроуправство и произвол, над котором у него нет значимого контроля!
Вся идея человека о мире и реальности разрушается безжалостным событием травмы. Переживание чрезвычайной ситуации означает то, что мы переживаем нечто такое, что не вписывается в нашу картину мира, что мы не может себе представить как возможное! Это основное! И тогда мы теряем доверие ко всему!
Мы думаем, что мы приручили мир и построили культуру и цивилизацию, которая нас может обеспечить безопасностью, но все это уничтожается и разрушается. Мы чувствуем себя, как дети в песочнице, где кто-то разрушил наш замок (например, департация в концлагерь или ГУЛАГ)
Франкл писал об этом, о своем опыте пребывания в течение 2,5 года в лагерях, когда он потерял всю свою семью. Травма невероятных размеров, он сам избежал смерти несколько раз чудом…..Можно сказать, что он вырос благодаря травме!
Но были сферы, где в результате такой травмы возникли повреждения, которые невозможно «починить». И они сохранились в течении жизни: как например отличаются шрамы и раны. Потери и вопрос вины. Даже, когда ему было за 80, ему иногда снились кошмары, и когда мы говорили об этом, он начинал плакать!
Но он преодолел травму!
В своей книге – «Человек в поисках смысла». Он описывает ужас прибытия в лагерь. Свои наблюдения за собой и людьми, когда все чувствовали похожее. Как психолог, он обнаружил 4 элемента:
— ужас в глазах, шок
— борьба всех против всех
— потеря достоинства
— отсутствие будущего, безнадежность.
Это описание хорошо соотносится со всеми 4ФМ, которые тогда не были известны.
1. Шок, из которого очень постепенно восстанавливалась осознанность. Когда приходило осознание того, что под прежней жизнью можно подвести черту, как ту границу, которая разделяет жизнь на до и после!!!
Последствия этого могут проявится в бесконечной апатии, внутреннем отуплении, растущем безразличии и постепенном психическом умирании.
Нормальное движение чувств закончилось, и осталось только одно чувство — ужасная боль от несправедливости и отношения, боль от произвола и насмешек охраны СС.
2. Совмещенное с апатией «изъятие себя из жизни и примитивизация».
Люди утрачивали все интересы, единственной ценностью было преодоление, выживание, все остальные ценности терялись. Все думали о еде, теплом месте, чтобы согреться и хорошем месте для сна — это были единственными интересами людей на протяжении месяцев. Некоторые скажут, что это по человечески — сначала еда, потом мораль.
Но потом, спустя какое-то время этот порядок ценностей поменялся.
3. Потеря чувства себя, мы не чувствовали себя личностями. Никакого чувства свободы, когда каждый был частью огромного хаоса. Бытие там опускалось до такого простого бытия в стаде.
4. Потеря настоящего и будущего.
Присутствие в жизни было всего лишь сиюминутным. То, что есть сейчас — это не настоящая реальность. Вся человеческая реальность для них оставалась в прошлом. И это приводило людей к отступлению, капитуляции, у них не было переживания будущего и значит все не имело смысла!
Да, позже это переживания появилось.

Тяжелая травматизация, уничтожает сначала 1ФМ, когда я ничему больше не могу доверять.

Для того чтобы справится с травмой, переживание и восстановление фундаментального доверия требует специальной терапии — где фокус направлен на защищенность человека и переживания им опор и поддержки! Но для этого нужны очень аккуратные действия терапевта! Как много времени и усилий необходимо людям после травмы, чтобы обрести хоть капельку доверия, и для отношений с жизнью и с другими так же требуется силы и время. И для отношений с собой и с жизнью.
Франкл пишет, что ресурс свободы и смысла можно использовать для преодоления травмы.
Страдание идет всегда с вопросом о смысле, этим очень человеческим вопросом. Ведь травмы бессмысленны в жизни!
Какой смысл в насилии и убийстве? Сказать, чтобы знаем этот смысл, означало бы впасть в онтологическое противоречие.
Возможно, мы можем надеяться , верить в то, что это находится в руках Господа, или у нас могут быть по этому поводу какие-то другие свои мысли и идеи, но это очень личные и персональные обхождения. И это уже из царства философии и религии, это уже не лежит не в зоне действия законов психологии, не смотря на то, что они влияют на структуру помогающую справиться с ситуацией!
Франкл поднимал вопрос, и в нем был экзистенциальный поворот!
Такая ситуация травмы может стать осмысленной через нашу собственную деятельность. Мы не знаем, почему нам приходится сталкиваться с травмой, «почему» — я не знаю, но то, что требуется от меня, могу ли я из того, что произошло что-то сделать хорошего? Что-то приобрести, стать более зрелым благодаря этому?
И тогда травма может иметь экзистенциальное значение!
Вопрос: почему я должен страдать? Усиливает травму. Поэтому важно найти ответы на вопрос – что я могу сделать ценного в нынешних условиях? И если у меня нет ответа на вопрос, то мне нечего противопоставить травме!
Травма отбирает достоинство в 3-х аспектах:
1. Мы страдает от чего-то, что бессмысленно само по себе, и это нас унижает;
2. Это разрушает целостность и собственное;
3. Безрассудно прорывает наши границы, не считаясь с нами, ведет к потере себя и отчуждению!

Мы переживаем себя в потере человеческого достоинства. Травма, в которой есть насилие над другими — приводит к унижению.
Легкомысленность, произвол, насмешки, нелепость, мучительное обхождение с жертвами — это очень сильно унижает! Снова это обесчеловечивание насилием.
И как ответ — мы боремся за восстановление чести и достоинства, даже когда травмированы не мы сами, а когда мы идентифицируемая с теми, кто травмирован. Это может приводить человека к суицидам (например, « черные вдовы»…).
Люди убивают других, и через понимание травмы, мы можем дать хоть какое-то объяснение таким действиям. Большинство террористов не травмированы сами по себе. Например, юный палестинец смотрит фильмы, в которых израильтяне несправедливо обращаются с палестинцами. А в юности тема справедливости очень остро переживается и легко идентифицироваться особенно в этой теме! И благодаря своим зеркальным нейронам они чувствуют чувства жертв, тогда они решают восстановить человеческое достоинство и решают мстить, «восстанавливают справедливость» по отношению к жертвам и пытаются причинить насильниками ту же боль, которую они нанесли жертве, в свою очередь сами становятся насильниками!
И в таком извращенном виде этот механизм так же встречается при «токсическом грандиозном» нарциссизме. Когда люди испытывают удовольствие при виде страданий другого!

4. Травма и смысл

И возникает вопрос: как мы можем сохранить достоинство, используя другие средства, чем месть , убийство, самоубийство?
Мы можем прийти к персональному обхождению с реальностью! Прийти к установке — встать рядом с собой.
В ЭА это является основой.
Например: Камю и Франкл.
Камю в «Мифе о Сизифе» призывает конфронтировать с абсурдностью, не позволять себе стать жертвой, но активизировать свою свободу и намеренно, свободно принимать и брать на себя свое страдание в противостоянии богам.
Франкл говорит похожее, но по-другому, его главный девиз: Сказать жизни «да», не смотря ни на что!
На этом уровне они говорят похожие вещи, но говорят разное, если мы посмотрим на то, откуда брать силы на это!
Камю –француз :) – предлагает черпать их из гордости бытия человеком из осознания своего достоинства, которое есть наше сущность! Мы достаточно свободны, чтобы это использовать для противостояния с богами.
Франкл – австрие:), он говорит, что есть что-то более реальное и приземленное, например брать силы из встречи с другими людьми, переживание ценности, смысла и глобальное переживание бога.

Центральным в предодолении травмы является восстановление внутреннего диалога.
В травме очень важно сохранять внутреннюю жизнь!
Дать случиться в мире и в жизни тому, что может случится, и при этом не капитулировать в своей жизнью с собой! Это открывает несколько возможностей при обхождении с ужасной реальностью.
Благодаря внутреннему диалогу:
1. Люди даже в концлагере могли сохранять связь с жизнью и ценностями. Это были маленькие вещи — смотреть на закат или на восход, или на облака, их цвет и форму… Иногда на выросший цветок или гору… И это становился источником внутренней психической силы! Даже сложно поверить, что такие простые и всегда доступные вещи могут напитать душу, потому что мы обычно считаем, что только большие переживания могут дать силы. Но когда плохо, то и такое малое — как цветок или солнце может дать подтверждение тому, что красота все еще существует в мире! И тогда заключенные концлагеря могли переживать ценности переживаний – как подарки мира, они могли чувствовать — что так ценно жить, что не смотря на все эти ужасные обстоятельства их жизни, жизнь сама по себе имеет ценность. В ЭА — это фундаментальная ценность.
2. Благодаря внутреннему диалогу они могли использовать самодистанцирование и уйти от ужаса происходящего. Уйти от внешнего ужаса во внутренний мир и творить там иную реальность. Франкл думал о том, что он потом, после освобождения напишет книгу, и начал формулировать свои переживания — и это творчество защищало его.
3. Реструктуризации жизни свободной жизни
При помощи ресурса оставшейся свободы занять позицию и принять решения, чтобы сформировать образ жизни. У заключенных было мало возможностей во внешнем мире, но внутри у каждого из них оставалась свобода и те возможности, на которые никакая всласть не могла повлиять: их свободу убеждений, ценностей и установок.
У человека в концлагере можно забрать все, кроме одного — предельную принципиальную человеческую свободу по занятию позиции по отношению к заданным условиям, выбор этой позиции, той или иной! Минимальное мое решение о занятии позиции дает ощущение свободы и того, что я активен, я решающий и я использую свои возможности!
Люди, которые в силу болезней прикованы к кровати, их ситуация минимальна по отношению к свободе, но важно использовать этот минимум! Не смотря на то, что это не большие и не глобальные отношения,но человек получает переживание свободы и человеческого достоинства! Франкл говорит о принципиальности этого.
Чтобы не стать игрушкой в руках судьбы.
Еще им помогал экзистенциальный смысл, осознание и открытие того, что это не мы ожидаем что-то от жизни,важно то, что жизнь ожидает от нас — экзистенциальный поворот!
Я не знаю: почему и из-за чего страдаю. Это не так важно. А важно то, что я могу взять тяжелую и необъяснимую ситуацию и отнестись к ней как к вопросу — что сейчас жизнь ожидает от меня, когда я сталкиваюсь с раком, потерей, предательством, смертью, разводом.
Жизнь спрашивает меня: Могу ли я сделать что-то ценное в этой ужасной ситуации? Я свободен в том, как применить свою свободу — в этом и лежит человеческое достоинство!

Если я проживаю это таким образом, то это мой вклад даже в онтологический смысл и возможность стать ближе ко всему.
Франкл писал: то, что мы искали тогда, это был такой глобальный смыл, который охватывал и смерть, так он представлял смысл не только жизни, но и смысл страдания и умирания . Вот за этот смысл мы и боролись.
И применяя маленькие шаги, не обязательно быть героем, все может быть скромным и честным в нашем бытие!
Еще важно сказать про то, что Франкл выжил, и когда вернулся домой, то это тоже был странный опыт, это тоже встречается с людьми, которые пережили травму. Он был дома, но не знал: как наслаждаться и радоваться! И ему пришлось вспоминать и учиться радоваться. На это необходимо было время и терпение, как на восстановление забытого навыка.
И он столкнулся с еще одним удивлением. Он не мог понять : как может человек все это выдержать и преодолеть, то, что пришлось преодолеть и выдержать ему, и для него это снова стало странным. И новое приспособления к ситуации сопровождалось чувством, которое было поддержкой. «И самое главное для вернувшегося — это удивительное чувство, что после всего, что он перестрадал, ему уже нечего больше бояться — кроме своего Бога.»

 

Поделиться ссылкой на эту статью с друзьями

 

1 комментарий »

  1. Замечательная лекция, которая позволила глубже понять механизм травмы и способы её переживания. В травме часто не думается о достоинстве и жизни., но очень полезно задать вопрос: » для чего мне всё это?» и тогда обязательно появятся силы и новые смыслы.

    Комментарий by Катя — 07.05.2015 @ 15:35

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Leave a comment

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: