В мае этого года моей родной тете исполнится 88 лет. Она молодец, старается бодриться. Чтобы не повстречаться со стариком Альцгеймером, разгадывает кроссворды, читает стихи. Пытается что-то делать по хозяйству, ну, что получается, конечно. И с грустью замечает, что получается все меньше и меньше. Интересуется жизнью младших поколений.
Она самая младшая и теперь осталась последней живой из своей родительской семьи.
Давно умерли ее родители, потом один за другим стали уходить ее родные братья и сестры, умер муж, погиб один из сыновей. И сеть ее старых друзей, одноклассников, однокурсников, коллег с каждым прожитым месяцем становится все меньше. Один за другим уходят люди, которых она любила, к которым была привязана. Очень часто в старости происходит кумулятивный эффект горя, когда оно накапливается, человеку не хватает времени и сил обработать одно горе, как случается другое, за ним третье….
И старый человек надолго может стать эмоционально отстраненным. Ему становится сложно концентрироваться, ухудшается память, внимание, мышление. Часто старые люди заговаривают о смерти. И все это происходит не только в силу имеющихся органических причин, хотя и их, конечно, доля есть. Очень часто в этот период у людей пожилого возраста диагностируют депрессию. Без лечение это состояние приводит к еще большему отходу человека от жизни, от того ценного, что в ней еще осталось. Теряется связь и со своими внутренними эмоциональными силами, которые старикам становится сложно реинвестировать в отношения и найти смысл для оставшейся части жизни. Большой смягчающей поддержкой в проживании горя являются друзья.
Но с каждым ушедшим другом и родственником вокруг стариков становится все меньше людей, которые жили рядом, смеялись и плакали друг с другом, помогали в беде и радости на протяжении всей жизни. Уходят люди, которые облегчали горе, разделяя его, и умножали радость, разделяя ее.
Все меньше остается знакомых с кем старикам можно поговорить о музыке их молодости, о книгах, о прошлых событиях, путешествиях, походах, проектах….свидетели и участники ушли. Как справляются наши старики с этой проблемой увеличивающегося одиночества и накопленного горя?
Некоторые фокусируются на своем прошлом, и рассказывают уже уставшим родным истории своей жизни. Рассказывают по сотому разу, пытаясь вновь и вновь вспомнить свою молодость, лучше почувствовать ценность, найти смысл в прожитом.
Другие становятся в своем одиночестве злыми, обиженными.
Третьи смотрят на свою старость и одиночество с некой долей философии.
Кому-то помогает вера, молитвы.
Каким бы ни был их стиль совладания с этой проблемой, стариков объединяет острая осознанность того, что у их родных, внуков и правнуков нет времени на длительные дружеские отношения. Как бы им ни нравились молодые люди, которых они наставляют или с кем дружат, или насколько им нравятся люди, с которыми они общаются в пенсионном сообществе, эти отношения не могут заменить те отношения 30 и более лет.
Терапия тоже не может заменить старикам сверстников. Но это всегда будет тем безопасным местом для уважительного отношения к каждой рассказанной истории. Терапия это собеседник, который поделится подлинным интересом ко всему услышанному, и поможет искать и находить ценности и смысл на еще один, может быть, самый сложный жизненный период.
Еще сложнее то, что пожилые и старые люди испытывают и должны переживать потерю людей, которых они любят, в контексте множества других потерь.
Они могут бороться с потерей своей профессиональной идентичности, своей способности финансово, физически и практически поддерживать друзей и семью, потерей своей активности и своего здоровья, своей сексуальности, своей способности участвовать в социальной и развлекательной деятельности и своей независимости. Многие также борются с потерей своих домов и имущества. Поскольку эти потери могли произойти в течение многих лет, кумулятивное воздействие может не осознаваться лицами, осуществляющими уход пожилым человеком и семьей.
Члены семьи, часто занятые своей работой и детьми, могут не быть чувствительными к растущим потерям старшего.
Недостаточно хорошо зная каждого умершего, или вообще не зная их, родным может быть трудно слушать или сопереживать. Иногда родные не понимают, насколько важно обеспечить транспорт на похороны, когда умирает еще один из друзей их бабушки или дедушки. Важно, чтобы мы, практические психологии, работая с людьми старшего возраста, учитывали влияние накопленного горя. Симптомы кумулятивного горя могут быть скрыты тем, что кажется физическим заболеванием, психическим расстройством или даже деменцией. Неправильный диагноз приводит к лечению, которое пропускает основную проблему. Исследования показали, что чувства безнадежности и беспомощности, которые являются признаками депрессии, могут фактически быть следствием необработанного горя. В таких случаях прямое лечение осложненного горя приводило к значительно лучшим результатам, чем лечение депрессии.
Кумулятивное горе, является малоизученной проблемой у пожилых людей. До тех пор, пока это не произойдет, для тех из нас, кого просят лечить пожилого человека, важно помнить об уникальных проблемах, связанных с многочисленными потерями, которые возникают в старости.