Как часто психолог может слышать от клиента:
— А вы точно психолог?
— Вы ничего кроме банальных вещей не говорите, все это я знаю и без вас…
— Вы не заботитесь обо мне….
— Вы говорите шаблонами….
Иногда клиент преувеличивает промахи терапевта, может раздуть его незначительные ошибки…Хотя незначительность ошибки – очень условная и спорная вещь.
Могут ли эти или похожие фразы ранить, чтобы в ответ начать защищаться, ответить ударом интерпретации или тонким обвинением клиента в защите и сопротивлении терапии?
Только насколько эта защита терапевта будет терапевтичной?
Скажет ли человек подобное, если ему хорошо? – Вряд ли.
А если он в этот момент себя чувствует оставленным, одиноким, не справляющимся, если он чувствует боль и непонимание? – Да, тогда будут слышны эти и похожие фразы.
И в этих чувствах клиенту можно сопереживать.
В момент сопереживания терапевт открывает себя, и открывает для себя реальность клиента, то, каким кажется он своему клиенту, каким его переживает клиент, какие чувства другому приходится выдерживать.
Трудно ли в этот момент сопереживать клиенту, когда он так негативно воспринимает терапевта? — Да, трудно. И вместе с тем, на мой взгляд, очень терапевтично.
Может ли клиент не поверить сопереживанию терапевта? – Да, может. И часто это происходит в силу предыдущего опыта, когда на обвинения – в ответ человек получал обвинения, а может издевательства, обесценивания, унижения, оскорбления, которые сталкивали его даже не со злостью, а со страхом, ужасом, бессилием, беспомощностью, стыдом, отчаянием, бессмысленностью…
И получая в ответ на обвинения и недовольство сопереживание, он может растеряться, испугаться и расценить это как то же издевательство и злую шутку терапевта. Это очень и очень грустно.
Но именно незащищенность терапевта является предпосылкой для эмпатии, доверия и того, что терапевтические отношения могут или состояться, или продолжиться.