Консультация. Передо мной сидит молодая девушка, ее ноги переплетены так, что напоминают вытащенный из земли витиеватый корень, руками опирается о диван, как будто ими помогает себе удержать хрупкость конструкции позы. На ее лице постоянно блуждает улыбка, проявляясь то больше, то меньше…..
Девушка неспешно начинает рассказывать о том, что ее привело на консультацию. Рассказывает страшные вещи…Улыбка так и не сходит с ее лица… От этого история выглядит еще более ужасной, наполненной такой болью и страхом, которых просто невозможно выдержать человеку, если только не защититься от них изоляцией, отрицанием, диссоциацией… Защититься, навсегда присвоив себе улыбку, повесив ее не снимаемой маской на лицо.
Особую яркость похожей улыбки я увидела еще в интернатуре, много лет тому назад у своего близкого знакомого, тогда еще совсем молодого судмедэксперта. Помню, он только что вернулся с места преступления и выглядел возбужденно радостным, захлебываясь и перебивая самого себя, рассказывал, как один подросток вырезал всю свою семью, а трупы спрятал в подвале их частного дома. И тогда во время всего рассказа он улыбался.
Под каким-то магическим действием этой улыбки я завороженно погружалась в кроваво-красный кошмар, наполненный болью, страхом и смертью нескольких людей и нечеловеческой жестокостью одного. От слова к слову почва становилась подо мной все более мягкой, колеблющейся, медленно засасывающей в бездонную пропасть, как зыбучий песок, куда уходила не только я, а куда погружался весь огромный вечерний город с неоновыми огнями витрин, смехом детей, взглядами влюбленных, музыкой кафе – все это терялось и стиралось от его улыбчивого страшного рассказа, становясь странным, мутным миражом.
Сколько этих улыбчивых девушек и юношей побывало с тех пор в моем кабинете. И у каждого из них своя история улыбки.
Кто-то из них, может быть, еще в раннем детстве стал свидетелем или даже участником эмоционального или физического насилия. Кто-то слышал слова взрослого похожие на: «Никому не показывай как тебе плохо, больно, страшно!». Кто-то этот вывод сделал для себя сам и навсегда решил внешне выглядеть сильным и вполне благополучным человеком. Навсегда спрятав в себе зашкаливающий по интенсивности страх, боль, отчаяние, отрицая и обесценивая свои переживания улыбкой. Защищаясь. Ведь улыбаться — это всегда немного показывать зубы.